Как теряли девственность на Руси

В Средневековье и в Новое время, вплоть до начала двадцатого века, на Руси и в России, как и во многих других странах, очень трепетно относились к девственности. Она была важной, сакральной составляющей брачного союза и жизни девушки, а впоследствии женщины.

Стоит отметить, что православная церковь, которая играла важную роль в государстве, официально осуждала так называемое право первой ночи. То есть никто не закреплял ни за мелкими землевладельцами, ни за первыми лицами, вплоть до царя, право «забрать девственность» у новой жены кого-то из подчинённых или младших по рангу.

Соблюдался ли запрет на «первую ночь» на самом деле — вопрос открытый. По некоторым данным, кое-кого из власть имущих не страшило даже осуждение церкви.

Точно известно, однако, что брак считался священным союзом, так что любое покушение на него имело статус греха. И присвоенное господином «право» стать первым мужчиной для девушки — тоже.

Таинство брачной ночи на Руси

В старинных русских традициях плотно, неразрывно сплетались церковные каноны и языческие обряды. Поэтому даже к тому дню, когда молодые проведут вместе первую ночь, подходили очень внимательно. Непременно требовалось, чтобы это была дата, которую одобрит православная церковь. Но в то же время разные дни могли оказаться удачными или неудачными, исходя из народного календаря и многочисленных примет.

С брачной ночью была связана первая интимная близость молодожёнов, в ходе которой девушка лишалась своей девственности. Поэтому свадьбы не проводили в дни православных постов и значимых церковных праздников. Ведь многие занятия, включая «плотские», в такие дни осуждались в рамках религиозного канона, а без соития брачная ночь была бы неполноценной.

Подготовка опочивальни к таинству

Все приготовления объединялись в целый ритуал из-за своей сложности и многогранности. Например, для опочивальни выбирали подходящее место, которое удачно располагалось и при этом было прохладным. Это могли быть амбар, баня или, например, чулан. Исходя из патриархальных нравов, которые царили на Руси, первая ночь обязательно происходила в доме жениха. Там же обычно оставалась жить и молодая жена, когда брак уже переходил в свою «рутинную» часть.

Для новобрачных готовили высокое ложе с крепким основанием из дерева. Как бы подчёркивая, что жена переезжает жить к мужу, подготовленное ложе застилали одеялами и простынями, которые набирали среди приданого невесты. Именно поэтому, кстати, существовала традиция ещё с детского возраста шить или собирать будущей невесте постельное бельё «на приданое».

Существовали и другие особенные детали, которые требовалось соблюсти во время подготовки к брачной ночи:

  • застилать ложе молодой паре могли только особые женщины из числа свах (их так и называли — постельницы), им могли также помочь мать жениха и его сёстры;
  • внутрь брачного ложа закладывали различные вещи, каждая из которых в народных поверьях имела то или иное значение — снопы ржи, мешки с мукой и другие предметы должны были принести молодожёнам счастье и достаток, одновременно отпугивая сглаз, болезни и прочие беды;
  • поверх кровати стелили белое покрывало с вышивкой, что сейчас кажется банальным стремлением обустроить всё как можно изящнее, но на практике тоже связывалось с народными ритуалами;
  • под кроватью прятали можжевеловые ветви, кочергу и другие предметы, призванные отпугивать нечисть, способную поселиться в доме или прийти извне.

Наконец, закладывали под кровать поленья — считалось, что благодаря им у молодожёнов значительно повысится шанс в первую же ночь зачать ребёнка и в дальнейшем ещё не раз иметь счастье становиться родителями.

Проводы молодожёнов

Одним лишь празднованием, как часто бывает сейчас, свадебное торжество не ограничивалось. После этого весёлые и обычно нетрезвые гости, включая дружек, свах, многочисленных родственников и друзей, провожали молодожёнов в спальню. Происходило всё это отнюдь не так, как строгая церемония венчания. Напротив, проводы осуществляли весело и шумно. В это время обычно успевали петь, плясать и шутить, далеко не всегда пристойно.

Обоим молодожёнам давали советы, которые касались предстоящего им соития. В том числе могли посоветовать, как себя вести, чтобы первая интимная близость произошла без лишней боли и принесла как можно больше удовольствия.

Ещё несколько ритуальных особенностей, которые соблюдались во время проводов:

  • дружка бил кнутом по кровати, чтобы спугнуть и выгнать всякую нечисть, которая могла затаиться в ожидании молодых;
  • свахам платили выкуп за невесту, попутно устраивая жениху шуточные (а иногда и нешуточные) испытания;
  • молодожёнов оставляли одних на ложе, запирали дверь, а сторожить её оставался человек со специально отведённой для этого ролью — клетник.

Иногда молодых, точно как это описывается у классиков, доносили на руках и буквально клали на кровать.

Брачная ночь

Свадебные традиции действительно были очень противоречивыми. С одной стороны, первая проведённая вместе ночь считалась чем-то сакральным и священным. С другой стороны, унаследованные ещё с языческих времён размах и удаль нередко переступали тот порог, который бы сейчас назвали «гранью приличия».

Например, иногда родственники могли вовсе не оставить молодожёнов наедине друг с другом, а нарочно задержаться в опочивальне, чтобы подбодрить их, дать несколько «умных советов», да и просто понаблюдать за происходящим. Остаётся лишь догадываться, удавалась ли в таких случаях близость — или всё шло насмарку.

Молодой паре принято было оставлять возле кровати закуску для подкрепления сил. Обычно выбор падал на куриное мясо, хлеб, свежие овощи и фрукты. Ещё задолго до современных медицинских исследований опытным путём устанавливали, какая еда больше всего помогала соитию и повышала шансы на зачатие ребёнка.

Были среди популярных обычаев и откровенно патриархальные, которые сегодня выглядят унизительными для невесты. В частности, от неё могло потребоваться:

  • после трапезы встать перед своим новоиспечённым супругом на колени и снять с него обувь, тем самым показав свою покорность;
  • спросить у молодого мужа разрешения лечь с ним рядом на кровать — вроде бы чистая формальность, но тоже очень показательный момент.

Наконец, между молодожёнами происходила сама сексуальная близость. Вот тут-то и наступала ключевая минута, которой с напряжением ждали все участники действа. Потому что невеста должна была непременно оказаться девственницей, чтобы заключённый брачный союз признали действительным. В противном случае только что объявленный брак могли расторгнуть, а семью невесты — покрыть позором.

Современная медицина уже давно знает, что иногда кровь действительно почти или совсем не выделяется при первом сексе. Но это вовсе не означает, что девушка скрыла свой прежний сексуальный опыт.

В старину требовалось именно такое, физиологическое подтверждение. Молодой муж должен был после соития показаться перед гостями и громко объявить им, что его жена действительно только что потеряла невинность.

Именно вокруг потери девственности строились почти все события, которые происходили после самого соития молодожёнов:

  • рубашку молодой жены демонстрировали присутствующим, поэтому старались обязательно провести секс так, чтобы на ткани остались следы крови — «живое доказательство» слов жениха;
  • сама невеста переходила в статус так называемой молодки — женщины, которая только что вступила в брак и утратила невинность, по случаю чего следовал целый ряд ритуалов, включая переодевание в новый наряд;
  • если вдруг оказывалось, что невеста пришла на свадьбу уже не девственницей, то её после всего произошедшего сразу возвращали обратно в дом родителей, а самим отцу и матери надевали на шею хомуты, что было знаком огромного позора.

Ну а если всё проходило благополучно, то молодожёнам требовалось вернуться за свадебный стол и продолжить пировать. Возможен был и другой вариант: застолье плавно перемещалось в спальню, и гости произносили тосты, ели, пили и веселились прямо там же, где только что проходила брачная ночь. Можно предположить, что всё это действо было для молодожёнов тяжёлым испытанием — как физически, так и эмоционально.

Тем не менее ритуалы, связанные с девственностью и брачной ночью, старались обычно соблюдать как можно тщательнее. Народ, объединённый православной верой и более древними суевериями, считал, что любые усилия и неудобства оправдаются, если в результате удастся привлечь к молодой паре счастливый брак со счастьем и со множеством детей.