Неспособность испытывать оргазм: разные проявления

Оргазм — изначально сексологический термин, который в итоге вошёл в повседневную жизнь и стал общеупотребительным. Раньше для этого явления не существовало такого названия, которое было бы стилистически нейтральным. Одни понятия были сугубо медицинскими, другие — разговорными и даже грубыми, но золотой середины между ними не появлялось.

Как говорят об оргазме и обо всём остальном

Сегодня само слово «оргазм» уже свободно используется и в быту, и в произведениях искусства. Подразумевают здесь одно и то же явление, хотя вкладывать могут немного разный смысл:

  • для кого-то на первом месте стоит физиологическая реакция и всё, что напрямую с ней связано;
  • кто-то подразумевает прежде всего высвобождение накопленной сексуальной энергии (либидо), эмоциональную разрядку;
  • в рамках сексологии об оргазме по-прежнему говорят в рамках того, когда и как он происходит, каким способом его можно добиться.

Главное, что отличает представление об оргазме от представлений о сексуальном наслаждении как таковом: это взрывная реакция, которая наступает после некоторой сексуальной стимуляции.

Оргазм ассоциируется с пиком удовольствия от интимной близости. Некоторое время физиологические и психологические реакции идут по нарастающей, и так называемая энергия либидо накапливается, то есть аккумулируется. В какой-то момент происходит «взрыв», наступает пик.

Энергия высвобождается быстро, но не мгновенно. У некоторых мужчин и особенно у женщин продолжительность оргазма измеряется минутами, а не секундами. Ну а разрядкой это называют, проводя аналогию с грозовыми тучами, где статическое электричество некоторое время копится, а уже потом резко высвобождается.

Здесь вполне можно различить отзвуки прежних художественных иносказаний, которые использовали, чтобы обозначать финал полового акта. Метафоры придумывали как бы в противовес грубоватым бытовым понятиям, стараясь сказать об этом как можно более возвышенно и красноречиво.

Эволюция и сбои в работе организма

Изначально механизм, за счёт которого живые существа (не только люди) способны испытывать оргазм, появился как эволюционный стимул продолжать свой род. Проще говоря, и древние предки людей, и многие другие млекопитающие с большей охотой делают то, что им приятно. И чтобы род продолжался, процесс размножения с точки зрения эволюции просто обязан был стать приятным.

Тем не менее, говоря о естественном, природном происхождении оргазма, нужно выделить несколько очень важных моментов:

  • Далеко не все живые создания способны испытывать нечто подобное. Для многих размножение — просто безусловный инстинкт, которому невозможно сопротивляться.
  • Хотя существует немало видов, которым эволюция «сделала подарок» в виде приятных ощущений от процесса размножения, мало кто способен вступать в близость исключительно ради удовольствия. Кроме людей, это только несколько видов высших млекопитающих.
  • В условиях естественного отбора те, кто по какой-либо причине не размножался, просто не продолжал свой род и «отсеивался». Однако люди стали подходить к сексу осознанно и планировать его. Отсюда — и такое разнообразие способов взаимодействия друг с другом. Здесь уж точно ни один вид не может составить людям конкуренцию.

Человеческая цивилизация стала развиваться, и чем дальше, тем больше люди стремились нивелировать действие безусловных инстинктов в своей жизни. Появилась сексуальная культура со всеми её проявлениями. Сформировался институт брака, который накладывает ряд ограничений. За счёт них уже нельзя просто делать то, что «велит зов природы». Причём эти ограничения различались и до сих пор различаются в отдельных культурах.

Нельзя не отметить, что где-то сексуальность поддерживается и развивается, а где-то — наоборот, порицается. Последствия для народов и культур наступают неизбежно. Если не сразу, то через несколько поколений уж точно.

В наиболее консервативных культурах и по сей день практикуют калечащие операции вроде женского обрезания, то есть удаления клитора. По большей части отношение к оргазму в таких обществах довольно пристрастное:

  • мужской оргазм напрямую связывают с эякуляцией и поэтому считают непременным условием успешного продолжения рода;
  • женский же оргазм не считают обязательным, поскольку он якобы никак не влияет на способность забеременеть;
  • зачастую патриархальный подход призывает вообще лишать представительниц прекрасного пола способности получать удовольствие от секса.

В некоторых странах подобное неравноправие существует и сейчас, хотя в развитых государствах уже не первое десятилетие сексуальная культура становится всё более здоровой. Массовое сознание планомерно приходит к гармонии. Однако тяжёлое наследие прошлого остаётся по сей день. И неудивительно, что по большей части от него страдают как раз женщины, а не мужчины.

Аноргазмия, диспареуния и другие состояния

Если раньше сбои возникали исключительно из-за проблем в работе организма, то сегодняшние сложности зачастую связаны с культурными особенностями. Для этих состояний придумали соответствующие названия. В отличие от понятия «оргазм», они пока не стали такими же общеупотребительными, но уже приобретают определённую массовость.

Вот два основных термина, которые появились для обозначения такой проблемы, как неспособность чувствовать наслаждение от интимной близости:

  • Аноргазмия. Поскольку «ан-» означает отрицание, этим термином обозначают невозможность испытать оргазм. Речь идёт именно о физиологической проблеме, которая в итоге лишает способности чувствовать удовольствие.
  • Диспареуния. Приставка «дис-» — это признак нерегулярности или аномальности какого-либо процесса. Поэтому такой термин означает болезненность самого полового акта, а чаще всего — процесса проникновения полового члена во влагалище. В таком случае сама «классическая» близость уже не может доставлять удовольствие. Вопреки эволюционному механизму, этот процесс начинает приносить негативные ощущения.

В отличие от аноргазмии, диспареунией стали называть гораздо большее количество состояний. Это не только боль от полового акта. Это ещё и психологический дискомфорт, и неприятные эмоции — всё, что способно помешать испытать оргазм. Чаще всего речь идёт не о боли, а о стрессе, напряжении, негативных ассоциациях.

Иногда возникает так называемая сексуальная аверсия. Это состояние, при котором всё, что связано с сексом, вызывает не возбуждение и желание, а напряжение и отвращение. Даже случайные мысли о близости или эротические образы провоцируют негативные ассоциации.

Бытовые заблуждения и предрассудки

В обыденном восприятии неспособность испытывать оргазм путают обычно с таким понятием, как половая холодность, или фригидность. Хотя на самом деле фригидность — это просто отсутствие полового влечения. В таком случае отличительные признаки следующие:

  • нет осознанного желания заниматься сексом, причём каким бы то ни было;
  • возбуждение не ощущается ни физиологически, ни психологически;
  • эротические стимулы не вызывают соответствующего настроения, будь то возбуждающие образы или стимуляция зон, обычно являющихся эрогенными.

При аноргазмии есть и желание заниматься сексом, и возбуждение, и реакция на стимулы. Однако испытать в итоге оргазм не получается. У тех, кто страдает аноргазмией, вполне может быть интимная жизнь, иногда даже очень насыщенная. Она бывает, например, связана с постоянными попытками испытать наслаждение в конце полового акта.

Аноргазмия редко бывает безусловной и тотальной. Чаще всего она означает необходимость прибегать к мастурбации, причём какой-либо специфической и вполне определённой.

Когда речь идёт о диспареунии, отношение к сексу также может оставаться положительным. Вот только сама близость, по крайней мере в её обычном проявлении, вызывает неприятные ощущения и эмоции. Это ведёт ко вполне ожидаемому и закономерному результату. Сначала человек начинает избегать половых актов бессознательно, а потом приходит к осознанию своего решения и придерживается его уже целенаправленно.

Отчасти фригидность связана с аноргазмией и диспареунией. Более того, эти состояния не взаимоисключают друг друга. Однако путать их не следует, ведь все они возникают по разным причинам и приводят к совершенно разным результатам. Сексологи и психологи считают их, наряду с сексуальной аверсией, вне зависимости от её происхождения, разными вариантами так называемой семейно-сексуальной дисгармонии. Причём касаться она может всех, а не только тех, кто состоит в семейных отношениях.

Мужские и женские проявления проблемы

Поскольку у мужчин и у женщин оргазм происходит совершенно по-разному, аноргазмия тоже возникает по разным причинам. У мужчин аноргазмия — большая редкость. Чаще всего у представителей сильного пола она возникает из-за локального поражения головного мозга или отдельных нервных волокон, отвечающих за передачу соответствующих импульсов.

Диспареуния у мужчин бывает, но тоже относительно редко. Традиционно этот термин применяют к женщинам, поскольку именно у них подобные состояния возникают чаще. Мужская сексуальность может по тем или иным причинам отсутствовать вовсе. А вот состояния, при которых секс в целом воспринимается положительно, но провоцирует неприятные ощущения и эмоции, у мужчин сравнительно редки.

Фригидность и сексуальная аверсия в целом распространены гораздо меньше. Они считаются гораздо более тяжёлыми расстройствами. У большинства сексуально активных людей интерес к половой близости сохранён, а сложности, если и возникают, то в первую очередь именно с оргазмом.

Статистика позволяет утверждать следующее:

  • примерно треть взрослых, сексуально активных женщин крайне редко испытывает (или не испытывает вообще) какую-либо форму оргазма при сексуальной близости с мужчиной;
  • до половины женщин, которые ведут регулярную половую жизнь, в той или иной степени испытывают при сексуальной разрядке дискомфорт — физический, психологический или смешанный;
  • если подразумевать под диспареунией хотя бы периодические состояния, при которых секс воспринимается негативно, то с этим более или менее часто сталкиваются почти все сексуально активные женщины.

Примерно с 1970-х годов и сама эта тема перестала носить характер табуированной, и накопленный медицинский опыт позволил гораздо подробнее рассматривать всевозможные сексуальные расстройства. Причём обсуждения ведутся не только на уровне научного сообщества, но и в популярной культуре, в интернете, на бытовом уровне.

Основную сложность сегодня создаёт субъективность восприятия. Даже люди одного пола, описывая сексуальный опыт, могут приходить к диаметрально противоположным формулировкам. Тем более что по мере того, как меняется жизнь и складываются новые ситуации, восприятие тоже может сильно меняться — как в лучшую, так и в худшую сторону.