Насколько молода сексология?

Чтобы понять, насколько молода российская сексология, недостаточно знать, что она только в конце 1990-х годов была зарегистрирована как отдельная медицинская специальность. Понадобится ещё и вспомнить, что прежде вместо сексологии существовала сексопатология. То есть специальность, которая изучала не секс, а сексуальные расстройства, отклонения.

Важно ещё упомянуть при этом, что сексопатология была частью психиатрии. То есть, получается, никто не занимался сексом с медицинской точки зрения. Заниматься этой областью начинали только в тех случаях, когда возникали большие сложности; только в тех случаях, когда считалось, что у человека проявились серьёзные проблемы с психикой.

Кто обращается к сексологам за помощью?

Любые представления о том, что представители одного или другого пола чаще приходят к сексологу, не имеют с реальностью ничего общего. И мужчин, и женщин обращается примерно одинаковое количество. Причём зачастую приходят представители пар — семьи или те, у кого уже сложились постоянные интимные отношения.

Когда обращается за помощью пара, задача грамотного сексолога — предложить такое решение, которое позволит этой паре сохранить отношения. Важно не спровоцировать разрыв. Ведь факторов, которые могут разрушить связь между людьми, и так достаточно, ни к чему создавать новые. К тому же людей, которые по-настоящему стремятся к одиночеству, на практике очень мало. И большинство из них не создают постоянных отношений, даже «по случайности».

Повысить привлекательность партнёров в глазах друг друга, насколько это вообще возможно — одна из главных задач, которые в результате стоят перед сексологом. Причём делать это важно в любом возрасте.

А что, кстати, насчёт возраста?

Возрастной разброс в сексологической практике чрезвычайно велик. Иногда могут обращаться родители детей и подростков, обеспокоенные тем, что ребёнок задаёт те или иные вопросы. А иногда обращаются люди того возраста, которые традиционно считается преклонным — от восьмидесяти лет и старше. Причём нередко такие люди сохраняют сексуальную активность, о которой их случайные знакомые могут вообще не догадываться.

Однако те, у кого возраст лежит в диапазоне между двадцатью и сорока, составляют большую часть аудитории сексолога. С одной стороны, это те, кто уже достигли совершеннолетия и могут позволить себе всё, что включается в понятие о взрослой жизни. С другой стороны, это те, кто всё ещё сохраняют активность: чаще меняют партнёров, занимаются сексом во время семейной жизни, обладают достаточным уровнем здоровья для экспериментов.

Бывают ли норма и отклонение в сексе как таковые?

Когда информации о сексе слишком мало, сложно предположить, в каких формах он начнёт проявлять себя в обществе. Может быть, именно в таком социуме и потребуется сексопатология, потому что то здесь, то там будут «всплывать» случаи агрессивного, нездорового поведения.

Впрочем, некоторые сексологи до сих пор выстраивают для понятий о сексуальном отклонении довольно жёсткую систему критериев. Среди них такие факторы, определяющие «нормальность» секса:

  • парность, то есть постоянная связь между двумя людьми;
  • отсутствие боли и физического ущерба, причиняемого друг другу;
  • «использование репродуктивного потенциала», то есть гетеросексуальность.

Однако такие критерии давно устарели, ведь в соответствии с ними отклонением можно признать и свинг, и БДСМ, и гомосексуальность, и даже мастурбацию. Поэтому более современная сексология, которая идёт в ногу со временем, исходит из гораздо более либеральных критериев: чтобы сексуальная практика не была насилием и чтобы она не причиняла вреда организму.

В этом, кстати, критерии «нормальности» секса, которые есть у сексологов, стали отчасти схожи с принципами безопасности, разумности и добровольности, которые существуют в БДСМ-культуре. Потому что современный секс гораздо более разнообразен, и его однозначно не стоит ограничивать многочисленными запретами. Тем более что сегодня большинство из них попросту не работают. Так что и сравнительно молодая сексология как научная специальность действует на основе анализа, а не запретов.