Почему венерические болезни так опасны сегодня?

Если раньше по поводу венерических болезней, то есть ИППП, тревожились прежде всего жители так называемых стран третьего мира, то сегодня эти заболевания становятся настоящим бичом и для жителей развитых стран. Фактически каждый, кто ведёт активную сексуальную жизнь, оказывается в зоне риска.

Почему же там, где нет опасности заразиться бубонной чумой, холерой и другими «болезнями прошлого», остаётся риск «подцепить» ИППП? Почему сильнее рискуют жители больших городов, где развита медицина, где ежегодно прививают и диагностируют миллионы людей?

Обвиняют вседозволенность, но актуальны ли такие обвинения?

Моралисты любят утверждать, что всему виной — сексуальная раскрепощённость, «распущенность» современного общества. Аргументируют это примерно так: мол, раньше секс был только после свадьбы, не было никаких измен, никаких однополых связей или свинга, а вот теперь «каналов» для распространения ИППП стало гораздо больше.

Подобные аргументы рассыпаются в пыль, если привести результаты любого авторитетного исследования. Статистика подтверждает, что:

  • секс до свадьбы существовал и раньше, измены тоже существовали — если на какие-то явления общество демонстративно закрывает глаза, сами события никуда не деваются;
  • группы гомосексуалов или свингеров вообще появились тысячи лет назад — если где-то их объявляют вне закона или массово порицают, они из-за этого не исчезнут;
  • заразиться многими ИППП можно не только через «традиционный» вагинальный секс, но и через анальный, оральный секс, через другие контакты слизистых, через пользование общими секс-игрушками (или предметами, которые их заменяют).

Так что, если человек более-менее солидного возраста начинает разговоры из серии «в наше время такого не было» — он определённо кого-то обманывает. Или себя, или собеседника. Хотя общественное ханжество на самом деле сыграло в заболеваемости ИППП свою роль, и далеко не положительную.

Непросвещённость хуже неосмотрительности

Когда туристы, представители современных западных стран, едут куда-нибудь в тропики, чтобы полюбоваться «экзотикой», для них предварительно проводят краткую мини-лекцию по безопасности. Если, конечно, турфирма добросовестная и заботится о своих клиентах. Гид рассказывает что-нибудь вроде: вот те ягоды не ешьте, вот этих животных не гладьте, а вот в тот водоём вообще не суйтесь, если жизнь дорога.

А что бы было, если бы подобную мини-лекцию не провели?..

Примерно так обстоит ситуация с сексуальной безопасностью там, где в обществе царят ханжество и лицемерие. Мир интимной близости оказывается для людей «экзотикой», на территорию которой рано или поздно попадает каждый. Вот только никто не проводит предварительную мини-лекцию по безопасности.

Большинство людей нельзя обвинить в тотальной неосмотрительности или в том, что они мечтают причинить себе вред. Но, чтобы соблюдать правила сексуальной безопасности, им нужно знать:

  • какие венерические болезни бывают, как они передаются;
  • с какой частотой сдавать анализы, с какими симптомами бежать к врачу;
  • чего точно не стоит делать, чтобы не заразиться, и какие виды близости потенциально опасны.

При должной подготовке, когда стремление познакомиться с «экзотикой» возьмёт верх, человек уже будет знать, что безопасно, а что создаёт риски.

Парадокс современности — двойное отношение к сексуальности

Многие сексологи обращают внимание на парадоксальную ситуацию в сегодняшнем мире интима. Это нельзя назвать вседозволенностью, потому что социальные установки и правила действительно существуют. Вот только многие из них совершенно противоречат друг другу.

С одной стороны, людей убеждают, что секс — часть повседневной жизни, что в нём нет ничего постыдного. В фильмах «18+» присутствуют эротические эпизоды и обсуждаются соответствующие темы. Никто не пытается изображать героев художественных произведений «бесполыми ангелочками». Интим-магазины существуют легально и открыто, равно как и сайты, и печатные издания той же тематики.

С другой стороны, укоренившиеся предрассудки проявляют себя в общении. Многие темы по-прежнему либо запрещены, либо жёстко порицаются. Просветительские беседы не допускают, якобы заботясь о нравственности. Большинство вопросов на тему сексуальности считают нарушением личных границ.

Такое двойное отношение и формирует проблему. Люди с юного возраста имеют представление о сексе, видят его проявления, интересуются им, желают поэкспериментировать. Но при этом далеко не всегда есть возможность свободно об этом спрашивать, получать рекомендации по сексуальному поведению и, что особенно важно, по профилактике венерических болезней. Неудивительно, что заболеваемость ИППП превращается в массовую социальную проблему.

По поводу чего врачи бьют тревогу?

Всемирная организация здравоохранения уделяет много внимания венерическим болезням, причём не только в «странах третьего мира». По статистике, последние годы отметились не самыми приятными тенденциями:

  • каждый год в мире заболевает более трёхсот миллионов человек, причём речь о тех, кто никогда не отмечал у себя этих болезней раньше;
  • сифилис и гонорея распространились очень широко и дают о себе знать во всех странах;
  • стало больше случаев, когда болезнь врождённая, получена от родителей;
  • многие по-прежнему ни разу не сдавали тест на ИППП — и не спешат.

Некоторые люди, даже обнаружив у себя явные признаки болезни, не идут к врачу. Кто-то надеется, что ничего опасного нет и «всё само пройдёт». А кто-то может попросту быть не в курсе, о чём организм «сигнализирует» с помощью таких симптомов. И как раз эту ситуацию необходимо исправлять, объединяя усилия.