«Позорные» болезни — триста лет назад и сейчас

Три сотни лет назад большая часть Европы погрузилась в настоящую пучину венерических, или же «дурных» болезней. Тогдашняя эпидемия ИППП была сопоставима по масштабам с нашествием «чёрной смерти» — чумы, которая обрушилась на Европу за четыреста лет до этого. И как во все времена, в этом сразу нашли кого обвинить.

Нельзя точно сказать, насколько европейские страны тогда были просвещёнными по сравнению с нынешним уровнем. Но точно известно, что, несмотря на развитие медицины, многие люди — богатые и бедные, городские и сельские жители — не хотели верить врачам, ни в грош не ставили научные достижения.

Предпочтение отдавали так называемой народной или нетрадиционной медицине, знахарству, алхимии, религии — словом, чему угодно, только не советам врачей. Если вам казалось, что лечение от сифилиса с помощью ртути и кровопускания — это сомнительно, то триста лет назад знахари из Европы нашли бы, чем вас удивить.

Как предпочитали бороться с «позорной» эпидемией

До чего же всё-таки повезло нам, жителям нового тысячелетия! Для начала, у нас много способов не заболеть ни сифилисом, ни чем-то ещё из ИППП. Конечно, если соблюдать простые правила контрацепции. Но если уж не повезло что-то подхватить — есть все шансы, своевременно обратившись к врачу, вылечиться без последствий.

А ведь триста лет назад в Европе, где сегодня развитая медицина и высокий уровень жизни, считалось нормальным пускать заболевшему кровь, одновременно молясь или читая заклинания. Обычно это не особо помогало — удивительно, да? Впрочем, кое-кто выживал, но на самом деле это едва ли была заслуга «лекарей».

Тем более, даже излечившись от злополучного сифилиса, человек успевал лишиться носа и приобрести много других узнаваемых следов на теле и на лице. Выявить того, кто перенёс эту болезнь, можно было безошибочно, поэтому её и называли «позорной».

Кроме упомянутых кровопусканий, было ещё несколько популярных методик «лечения», например:

  • ртуть и её производные — жидкий металл издревле приковывал внимание людей, из-за чего ему приписывали чудодейственные свойства;
  • травы, настои, отвары — хотя уже существовали зачатки современной фармацевтики, большинство людей предпочитали лечиться по старинке;
  • применение животных — если уж верить в силу растений, то почему бы не приписывать целебные свойства животным.

Применяя для «излечения» домашний скот, люди верили, что животное якобы способно забрать болезнь человека на себя. Методы для этого применяли неаппетитные, например скармливали животным хлеб, в который впитывали пот или кипячёную мочу пациента.

Иронично, но ни пот, ни моча, тем более кипячёная, не могут передать кому-то ИППП. Хотя причина неэффективности такого «лечения», надо думать, в другом.

Само собой, никуда не девались молитвы и магические заклинания, которые произносили вслух, писали на дощечках или прямо на теле. Но по-настоящему встают волосы дыбом даже не из-за методов лечения, а из-за народной мифологии, которая распространилась во время эпидемии.

«Во всём виновата безнравственность»

К началу Нового времени инквизиция уже не властвовала безраздельно во всех сферах, а люди вполне могли позволить себе светский (хотя бы отчасти) образ жизни. Конечно, неизбежно возник конфликт интересов между сторонниками старых и новых нравов. Впрочем, на самом деле этот конфликт никуда не девался, но лет триста назад он бушевал особенно сильно.

А когда вспыхнула эпидемия сифилиса и других венерических болезней, во всём попытались обвинить распущенность нравов. Кто же ещё мог быть виноват в распространении гонореи и прочих «позорных» недугов? Конечно же, проститутки, гомосексуалы и другие люди, чьё наличие в обществе было как бельмо на глазу для блюстителей старых нравов.

На самом деле у историков нет никаких оснований в это верить. Да и странно было бы, если бы люди внезапно стали массово заниматься сексом и распространять ИППП, причём как в больших городах, так и в сёлах.

Факты, о которых не стоит забывать:

  • нетрадиционный секс и «любовь за деньги» были во все времена — просто с определённого времени о них стали говорить более открыто;
  • точно так же существовали супружеская неверность, связи до и после брака, инцесты и прочий незадокументированный секс;
  • одной из ключевых причин массовых эпидемий стал, как ни банально, прирост плотности населения.

К тому же в больших городах распространялись сравнительно новые для своего времени, забытые за эпоху Средневековья бордели, бары, ночлежки. В этих и других заведениях создавалась атмосфера, где «низшие слои» общества могли расслабиться, а заодно вступить в несколько интимных связей (иногда даже одновременно).

О контрацепции тогда знали мало. А всё, что знали, небогатые люди обычно не применяли. Ведь даже презервативы стоили очень дорого. Самым популярным методом предохранения был «прерванный половой акт». Не считая того, что он сам по себе ненадёжен против внеплановой беременности, защиты от ИППП он не даёт вообще никакой.

Богатые люди могли себе позволить контрацепцию, но часто тоже ей пренебрегали. И хотя они не жили в ночлежках, не посещали сомнительные бары — социальная активность возросла, транспорт стал быстроходнее, а вместо пустующих замков появились густонаселённые кварталы с особняками.

Таким образом, винить во всём распущенность — довольно сомнительная затея. Очевидно, что ключевую роль в заболеваемости сыграло развитие общества как такового. Когда людей много, среди них будет больше контактов, в том числе интимных. К тому же переезд из одной страны в другую перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. А значит, риск заразиться стал заведомо выше.

Впрочем, когда в двадцатом веке человечество столкнулось с пандемией ВИЧ, поначалу точно так же винили во всём гомосексуальные связи и прочий «разврат». А кто-то до сих пор считает это главными причинами.

Передавались ли болезни только половым путём?

Современные теории иногда исходят из того, что венерические болезни могли передаваться не только через интимный контакт. Впрочем, какой тогда был бы смысл называть эти заболевания венерическими? Вот что можно сказать, например, о накрывшем Европу сифилисе:

  • возбудитель болезни очень «капризен», погибает при небольших отклонениях по температуре и влажности, живёт в анаэробной среде;
  • наркомания триста лет назад уже существовала, но совсем в другой форме — шприцами для инъекций не пользовались;
  • операций по переливанию крови в их современном виде тоже ещё не существовало.

Таким образом, угрозу могли представлять разве что бритвы, зубные щётки и прочие инструменты, способные поранить кожу и слизистые. Но самой благоприятной средой для заражения «венерой» всё равно оставался контакт слизистых. Возможно, какой-то ничтожно малый процент заражений и состоялся из-за бытовых контактов. Но эпидемия из-за этого развиться точно не могла.

Правда, триста лет назад в этом не разбирались так же хорошо, как сейчас. Поэтому заразившихся «позорными» болезнями условно делили на тех, кто заразился «без вины», и на тех, кто пострадал из-за распутного поведения. Конечно, всем хотелось доказать свою невиновность, ведь в противном случае можно было попасть под штраф или даже оказаться в тюрьме.

Могла ли тут помочь ртуть? И что вообще могло помочь?

Во многих странах описывали похожее на эпидемию явление в виде «позорной» или «уродливой» болезни. Неприглядные изменения, которые происходили с людьми, инвалидность, деградацию и в некоторых случаях мучительную смерть списывали на эпидемию какого-то одного недуга.

Позже медики сочли, что это был сифилис. Хотя, вероятнее, это было несколько венерических болезней сразу. Ведь с их классификацией смогли разобраться сравнительно недавно.

Изначально врачей, в отличие от народных лекарей, было мало. Но спрос рождает предложение, так что в Европе стали массово организовывать больницы и обучать медиков — как общей практики, так и специально для борьбы с «дурной» болезнью. Однако всё равно было несколько проблем:

  • обычно деятельность обученных врачей ограничивалась городами, где пациенты так или иначе выстраивались в длинные очереди;
  • полноценные медицинские услуги стоили очень дорого;
  • многие люди, даже состоятельные, как уже упоминалось, не особо верили в нормальную медицину и предпочитали лечиться по старинке.

Знакомая ситуация с народным скепсисом, не так ли? Казалось бы, сейчас достаточно иметь деньги, чтобы покупать хорошие медицинские услуги. Но многие всё равно верят в конспирологические теории и предпочитают «народную» медицину.

Вот и тогда от «позорной» болезни лечили кто угодно: священники, звонари, астрологи, знахари, да и просто шарлатаны-самоучки, которые называли себя целителями. Впрочем, даже дипломированные медики часто ограничивались применением кровопускания и ртути.

Могла ли ртуть помочь? С точки зрения современной науки — вряд ли. Скорее наоборот, ртуть и мази на её основе могли вызывать негативные реакции в организме. Тем не менее во многих источниках утверждается, что кому-то ртуть очень даже помогала.

Пресловутый отвалившийся нос у «излечившихся» часто списывали на побочные эффекты ртутных мазей. Якобы это происходило потому, что мазью пользовались вопреки инструкции, а вовсе не из-за самих ИППП вкупе с вредным воздействием токсичного металла.

В сельской местности ситуация обстояла ещё печальнее. Несмотря на законы против шарлатанов и самоучек, за неимением лучших вариантов обращались к тем, кто иногда вообще не обладал медицинскими знаниями. Это даже не «подорожник от всех болезней». Часто лечения как такового не было. Вместо этого молились, читали заклинания или покупали так называемые магические предметы.

Стыд и позор, сохранившиеся до сих пор

Общественное порицание, стигматизация больных сифилисом и другими венерическими болезнями почти не изменились за триста лет. И тогда, и сейчас, несмотря на всю просвещённость, сообщить о наличии у себя ИППП — для большинства очень стыдно.

Причин для такого позора было несколько, и многие из них остались в неизменном виде до сих пор:

  • считалось, что «дурные» болезни доставались людям в виде наказания за безнравственное поведение и вообще за грехи;
  • врачи утверждали, что с большей лёгкостью ИППП распространяют гомо- и бисексуалы;
  • другие распространённые подозрения, которые ложились на пациента — проституция, посещение борделей, педофилия.

Умения врачей подвергали сомнениям, поэтому даже тот, кому удавалось вылечиться, оставался в глазах общества «носителем заразы» на всю жизнь. Многие предпочитали не здороваться с ним за руку, не сидеть с ним за одним столом и вообще держаться от него подальше.

Кстати, ситуация с накрывшим весь мир в 2020 году коронавирусом наглядно показала актуальность старых истин. А именно — что победить любую болезнь удаётся тогда, когда её начинают воспринимать с научной точки зрения, а не с позиции народных предрассудков.